Школа – дом родной
Татьяну Михайловну можно назвать продолжателем учительской династии, ведь и её мама — Валентина Антоновна Гагарина была педагогом-историком, директором Поличненской и Быковщинской школ. И даже вуз и факультет мама и дочь окончили один и тот же — истфак Ленинградского государственного пединститута имени Герцена.
- — Я всегда хотела стать учителем по примеру мамы. Когда она работала в Полично, мы даже жили в школьном здании. Так что выражение «школа — дом родной» для меня — факт из жизни, а не фигура речи, — вспоминает героиня моего рассказа.
- Татьяна Михайловна до сих пор с теплотой в голосе вспоминает Клавдию Фёдоровну Антонову — свою первую учительницу, обучавшую её грамоте в той же начальной Поличненской школе. Немалое расстояние от Гдова до Полично, приходя к своим ученикам, эта учительница преодолевала пешком. А в Быковщинской школе Татьяна Михайловна с радостью шла на уроки русского языка и литературы, которые вела Клавдия Михайловна Васильева. В памяти благодарной ученицы остались многие педагоги, сумевшие заложить в сердца своих учеников то самое «разумное, доброе, вечное».
- — Любовь к детям, умение воспитать в каждом ребёнке личность, наделённую положительными качествами, а также — добросовестность при подготовке к урокам, — главное в работе учителя, — считает Татьяна Михайловна.
После работы в Быковщинской восьмилетке, в конце 60-х годов прошлого века, молодого педагога пригласили на работу заведующей школьным отделом Гдовского райкома комсомола, а затем она была избрана вторым секретарём РК ВЛКСМ. И даже на этой идеологической работе жизнь моей собеседницы была не отделима от школы! А затем она вернулась в «храм знаний». Последнее 15-летие жизнь и судьба Татьяны Михайловны накрепко связана с Подборовской школой в Смуравьёво-2.
Говоря о современной школе, Татьяна Михайловна с грустью замечает, что ныне менее, чем прежде, внимания уделяется освещению славного прошлого нашей Родины. Изучению событий той же Великой Отечественной войны ранее отводилось 20 часов, а теперь — вдвое меньше. Надо обладать особым талантом, чтобы и в современных реалиях воспитывать настоящих патриотов России. К счастью, Татьяна Михайловна, как и её коллеги, наделена этим даром. В бывшем военном городке авиаторов военно-патриотическое воспитание молодого поколения, благодаря труду педагогов Подборовской школы, имеет давние и крепкие традиции. Сама Татьяна Михайловна ведёт школьный кружок «Россия — Родина моя», расширяя кругозор своих учеников по темам географии и истории.
- Несмотря на долгие годы нелёгкого учительского труда, где педагог по роду своей работы подвержен стрессу, Татьяна Михайловна по-прежнему с полной самоотдачей посвящает себя работе в школе. Говоря об учениках разных поколений, она с лёгкой грустью сетует лишь на то, что у нынешних учеников изменилось отношение к предмету.
- — Раньше дети больше читали, глубже изучали предметы в школе, а сейчас использование современных гаджетов, способных подсказать ответ на любой вопрос, ведёт к поверхностному отношению к школьным дисциплинам по принципу: «нашёл ответ на вопрос, прочитал и забыл». Сейчас при современных возможностях в получении глубоких знаний, дети этим достоянием пользуются редко, — считает Татьяна Михайловна.
- И всё же, ей и сегодня удаётся почти недостижимое — влюбить учеников в географию и историю — в предметы, которые всегда были в почёте у пытливых и любознательных. Татьяне Михайловне интересно работать со всеми ребятами. Её вниманием и любовью не обделены и тихони, которым, порой, учёба даётся не без труда, и те, кто привык всё «схватывать на лету».
- Будучи педагогом с большим стажем, Татьяна Михайловна немалое внимание уделяет воспитательной работе. Причём эта работа проводится не только с учениками, но и с их родителями. Поэтому практически все папы-мамы дают своё согласие на участие своих детей в субботниках и других мероприятиях, где детям прививается любовь и умение к труду.
- Иное дело, что с расформированием авиачасти в Смуравьёво-2, пришла в упадок вся местная социально-культурная инфраструктура. После школы ребятам в буквальном смысле стало нечем заняться. Из-за недофинансирования в посёлке авиаторов ушли в прошлое кружки и секции по интересам. Как известно, разрушать, «оптимизировать» социально-культурную сферу намного легче, чем сохранять уже созданное. Потому и нечем заняться местным ребятам после уроков. Бесцельное брожение подростков по поселковым улицам полезным досугом назвать сложно…
- Отвечая на вопрос о том, какую главную и, вместе с тем — каждодневную задачу она ставит перед собой как учитель, Татьяна Михайловна отвечает коротко: «Я пытаюсь привить ученикам интерес к предметам, которые я преподаю. Бываю довольна результатами своего труда, когда вижу, что это мне удалось достичь».
- Любовью к профессии учителя прониклась и дочь Татьяны Михайловны Ольга Валерьевна, ставшая учителем начальных классов. Более того, и внучка Татьяны Адаричевой 11-классница Ирина, мечтает о поступлении в педагогический вуз.
- На Руси профессия учителя издавна была одной из самых почитаемых. И пусть ныне изменилось предназначение педагога, как одного из немногих светочей знаний, его пример и сегодня помогает ученикам лучше ориентироваться в современной жизни.
- Пожелаем Татьяне Михайловне и её коллегам-педагогам долгих лет жизни и пытливых учеников. В работе с детьми стареть душой учителю просто невозможно!
Михаил Велецкий