Газеты
Ветераны

Возвращение забытой памяти

5 августа 2015
Минуло чуть более века с начала I-ой мировой войны, которая в XX веке по политическим установкам руководства СССР называлась Империалистической. Фактически в ходе реальных событий на фронтах войны и отношения к ней основной массы России эта война стала «Великой» – так её называли наши прадеды. Мужество, стойкость, сила духа, проявленные нашими дедами и прадедами, долгие десятилетия были преданы забвению, архивы являлись недоступными. И только в начале XXI века стала открываться истина событий того далёкого времени на основе архивных материалов. Предлагаем жителям Себежского района познакомиться со статьей об историческом пути 544-го, Себежского Пехотного Полка, в состав которого входили многие предки нашего края, одним из них был и мой дед по материнской линии Виктор Осипович Гордон (Михайлов). Материал, который сегодня впервые публикуется на страницах газеты, был подготовлен псковским историком С.Н. Бирюком и издан в книге «За Веру, Царя и Отечество» в июне 2014 года к 100-летию I мировой войны. А.И. Губанов, ветеран военной службы РФ, депутат Себежского районного Собрания депутатов

544-й пехотный 

Себежский полк

Формирование полка

История 544-го пехотного Себежского полка началась в июле 1914 г. Тогда согласно мобилизационному расписанию были сформированы дружины Государственного ополчения. В Витебской губернии были сформированы 10 дружин, из них две в Невеле, одна в Себеже.

Обучение ратников ополчения начиналось сразу же по прибытии первых партий в пункт формирования. Ратники, перечисленные в ополчение из запаса, проходили   сокращённый курс обучения.

После сформирования, снабжения и боевой подготовки дружины были размещены на важных объектах. Они несли карательную службу, охраняли железные дороги и этапы, различные административные здания. Дружины по три сводились в бригады.

В конце осени 1916 г. было решено дополнительно переформировать в пехотные полки часть ополченских бригад. Ополчение Витебской губернии было переформировано в 136-ю пехотную дивизию в составе 541-го Велижского, 542-го Лепельского, 543-го Городокского и 544-го Себежского пехотных полков. Дивизия была сформирована при XIV армейском корпусе.

С декабря 1916 по апрель 1917 г. Себежский полк проходил формирование и обучение личного состава в тылу. Командиром полка назначен полковник Владимир Ильич Кундин. На службе в армии с сентября 1885 г. В Первую мировую войну вступил в составе 151-го пехотного Пятигорского полка. За боевую доблесть награждён в 1915 г. георгиевским оружием и в 1916 г. орденом Св. Георгия 4 степени.

В окопах и на митингах

В апреле 1917 года дивизия была направлена на Северный фронт. Здесь она отказалась заступить на позиции. Так 4 мая 1917 года генерал Радко-Дмитриев сообщал главнокомандующему войсками  Северного фронта: «Только что прибывшая из первой армии 136-я дивизия… отказалась высадиться из поездов, требуя отправить её на продолжительный отдых в Финляндию, а теперь после двухнедельного срока отказывается занять позицию под различными предлогами».

Наиболее сильным партийное влияние большевиков было в 544-м пехотном Себежском полку. Ни один боевой приказ не выполнялся здесь без предварительного обсуждения солдатами. Обсуждение оперативных приказов вошло в обиход.    Столкновения солдат с офицерами становились всё чаще. Солдаты не скрывали враждебности к офицерам, отказывались нести службу и выполнять работы.

1 мая 544-й пехотный Себежский полк получил приказ сменить на позициях 72-й сибирский стрелковый полк у Егансона. Полк должен был выступить 1 мая в 20 ч. 20 мин. из г. Карлсбад. Полк категорически отказался идти на позицию, мотивируя отказ недостатком отдыха и отсутствием нового обмундирования.  Командир полка полковник Кундин вместе с офицерами уговаривал полк идти на позиции. Солдаты кричали: «Обуйте, оденьте, дайте отдохнуть нам, а потом ведите на позиции». Среди солдат были и те, кто готов был выступить без всяких требований. Но основная масса не желала подчиниться приказу. Прибыл начальник 136-й пехотной дивизии. Вину возложили на депутатов исполкома, которые ещё 21 апреля говорили: «Пока полк не получит обмундирования и достаточно отдыха, до того не выступит на позиции».

Обмундирование вскоре подвезли, и после продолжительных бесед, 5-го мая полк заступил на позицию. 6 мая поставлена задача: упорно оборонять занятую позицию, совершенствовать её, вести разведку с целью выяснить силы противника и его расположение.

12 мая прибыл командир VI Сибирского корпуса. Он расспросил командира полка о настроении солдат. Затем отправился беседовать с ними. Заговорил о возможности наступления. Отдельные голоса из строя: «Если ты пойдёшь впереди, то может, и мы пойдём». Обойдя позиции солдат полка и поблагодарив их, командир корпуса уехал.

18 мая состоялось заседание    полкового солдатского комитета. Постановили расформировать команду разведчиков за ложное   обвинение ими 6-й роты в не пропуске их на передовую под угрозой открытия огня. Также требовали обучать солдат грамоте и читать лекции о политическом положении.

31 мая на очередном заседании полкового комитета постановили:  перепечь дарственную муку в хлеб и распределить поровну, написать благодарственное письмо через газету Новосельскому волостному обществу за муку, бойкотировать газету «Окопная правда» как вредный элемент в армии.

За весь май боевые действия ограничились артобстрелами и вылазками разведчиков. Потерь не было.

14 июня прибыл начальник 136-й пехотной дивизии генерал-майор Вязьмитинов. Беседуя с солдатами, он сказал, что готовится  наступление, и солдаты окажут  Родине содействие, если простоят на позиции более продолжительное время. Солдаты угрожающе придвинулись к начальнику дивизии, десятки голосов загудели, что стоять на  позиции они не будут, что они  устали и что если их не сменят, бросят на произвол судьбы участок полка. 

15 июня в очередной ружейной перестройке ранен один солдат. Через день был ранен ещё один солдат. 

18 июня 544-й пехотный Себежский полк был сменён на позициях 541-м Велижским полком. Полк был выведен в дивизионный резерв в районе г. Ценнингоф – Лесничество №1. Полк занимался охраной мостов, оборудованием позиций.

В течение июня обострились отношения между офицерами и солдатами. Многие боевые офицеры, под давлением солдат, были вынуждены оставить службу в полку. 

10 июля поступила телеграмма Временного правительства о наказании лиц, призывающих к неисполнению распоряжений властей. Изъяты из обращения газеты «Правда», «Окопная правда», «Солдатская правда», издаваемые большевиками. Солдаты смотрели на большевиков, как на людей строго и честно стоящих на защите интересов государства, главным образом интересов бедного и обездоленного населения. События в Петрограде  показали солдатам, что руководители большевиков продажные.

21 июля объявлен приказ по   полку о возобновлении занятий строем. Состоялось собрание Полкового комитета, протокол засвидетельствовал одобрение этого. Впоследствии вышел приказ о ежедневных 4-х часовых занятиях, за   исключением праздничных дней. 24 июля пришла телеграмма Временного Правительства о запрете азартных игр.

3 августа 136-я дивизия получила приказ перейти в р-н Гегельсгаф и Хадмисгаф. Пехотные роты были погружены в два эшелона и перевезены на станцию Егель. Далее пешим маршем.

Бои у Риги

Вскоре началось немецкое наступление. Император Вильгельм в конце июля повелел начать приготовление к овладению Ригой. Операция была возложена на VIII армию генерала Гутьера, доведённую до состава 11 пехотных и 2 кавалерийских дивизий при 2000 орудий. Защищавшая Ригу наша 12-я армия генерала Парского имела главные силы – VI Сибирский, II Сибирский и XLIII  армейский корпуса – 13  пехотных и 2 кавалерийские дивизии на левобережном плацдарме, а XXI корпус – 4 пехотных дивизии – был растянут на правом берегу Двины. Лифляндское побережье  охраняли 2 конные дивизии с переведённым на морской фронт управлением XIII армейского корпуса.

На рассвете 19 августа VII германская армия под ураганный огонь 500 батарей обрушилась под Икскюлем на XLIII корпус генерала Болдарева, прорвала его и к полудню перебросила свои авангарды на Двину. Гутьер стремился перехватить путь отступления 12-й армии и поймать в мешок левобережные корпуса. Отчаянные контратаки   немногих стойких частей XLIII и правобережного XIX армейских корпусов воспрепятствовали этому плану. Генерал Парский отдал приказ эвакуировать Ригу, задерживая на правом берегу прорвавшихся немцев. 

20 августа VI и II Сибирские корпуса, оставив плацдарм, хлынули беспорядочной толпой через Ригу на север без всякого давления противника. Разложившиеся части XLIII корпуса бежали на Двину,  неразложившиеся прикрыли, как могли – беспорядочно, но самоотверженно – это бегство всей армии…

Среди самоотверженно сражающихся солдат оказались и воины 544-го пехотного Себежского полка.

19 августа полк выдвинулся на позиции у реки Двина на фронте господский двор Рукке. При переходе полк был накрыт артиллерийским огнём. Под огнём, к 20 часам, полк занял следующую позицию: на правом фланге 3-й батальон, штурмовая рота и 10 пулемётов; на левом фланге 2-й батальон при 10 пулемётах. Полковой резерв – 1-й батальон. Всю ночь артиллерия противника вела беспокоящий огонь.

С 9-30 до 13 часов немцы вели артиллерийский огонь, корректировавшийся десятком аэропланов. Огонь вёлся артиллерией тяжёлых калибров. Командир полка предупредил ротных командиров, что это артподготовка перед атакой пехоты. Наша артиллерия выпустила по противнику не более трёх десятков выстрелов. Разведчикам полка удалось захватить немецкого солдата в плен. При допросе выяснилось, что он служит в гвардейском полку Франца Иосифа, недавно прибывшего с Галицийского фронта.

В 17 часов началась интенсивная артподготовка, под прикрытием артиллерии немецкая пехота перешла в наступление по всему фронту. Наша артиллерия молчала, солдаты Себежского полка отбивали атаки ружейно-пулемётным  огнём. В 19 часов командир 2-го батальон донёс, что Городокский полк отходит, и левый фланг Себежского полка обнажён. Командир полка приказал штабс-капитану Лебедеву взять две роты из резерва и контратаковать противника, а также принять меры к возвращению Городокского полка на позиции.  Одновременно с этим командир 2-го батальона поручик Атанесунов по личной инициативе двинул полуроту 7-й роты на удлинение фронта и приказал открыть стрельбу по отступавшим пехотинцам Городокского полка. Этими мерами вернули отступавшие части. Вскоре прибыла 4-я рота. Лебедеву удалось установить связь с соседями из 15-го Сибирского полка. Прорыв был остановлен.

В половину 10 вечера противник повёл новую атаку, но ружейно- пулемётным огнём был отражён. В 23 часа вновь началась атака по всему фронту с акцентом на правый фланг полка. 15 пулемётов (пять из 741-го Перновского полка) работали в течение длительного времени, ружейная перестрелка длилась два часа, пока противник, отчаявшись пробить брешь в позициях полка не отошёл.

Всего противник провёл 8 атак (6 ночных) при поддержке артиллерии. Себежский полк стойко, практически без поддержки артиллерии, выдержал все эти атаки.  Боевой дух солдат оказался очень высок, солдаты порывались атаковать противника, не дожидаясь его наступления. Многие старшие офицеры полка, пережившие и испытавшие в боевой обстановке очень многое, такой силы духа   ранее не видели.

21 августа начальник дивизии приказал начать отход. Отступление прошло  без потерь. 

24 августа полк прибыл в господский двор Турнава. В течение трёх последующих дней полк  отдыхал и приводил себя в порядок.

25 августа 12-я армия собралась на Венденских позициях. Чтобы найти неприятеля, ей пришлось в последующие дни продвинуться на два перехода. Потери 12-й армии генерал Клембовский определил в 25 000 человек, из коих 15 000 пленёнными и без вести пропавшими, а генерал – Парский – в 18 000, из коих 8 000 пленёнными. Эта последняя цифра верней, так как немцы показали свои трофеи в 8 900 пленных, 262 орудия, 45 миномётов и 150 пулемётов.

Немецкие потери незначительны и не должны превышать 4–5 тысяч человек. Вся тяжесть боёв легла на 136-ю пехотную дивизию XLIII корпуса и 33-ю и 44-ю дивизии XXI. После падения Риги в 12-ю армию было направлено с Западного фронта и из Финляндии 6 пехотных и 3 кавалерийских дивизии.

Потери 544-го пехотного Себежского полка в боях 19 – 25 августа составили: убито 6 и ранено 45 человек.

28 августа полк передали в распоряжение начальника 18-й Сибирской дивизии генерал-майора Фукина. 29 августа – 1 сентября Себежский полк провёл ряд демонстративных атак, поддерживая 11-й Сибирский стрелковый. К сожалению, атаки 11-го Сибирского полка не привели к успеху. Ночью полк сменён 70-м Сибирским стрелковым полком.

В боях 29 августа – 1 сентября потери составили:  2 солдата убито и 35 ранено. Ранены поручик Нефедов, прапорщик Машуньков, Симаков и Мышкин.

22 сентября 1917г. Частям 18-й Сибирской дивизии было приказано овладеть линией Грикзул и высотами юго-западной и южней Энгельгардсгофа и Сутца. Но уже в 8-00 начальник 18-й Сибирской дивизии донёс, что 69-й Сибирский полк отказался от наступления, ссылаясь на то, что их обманули: будто вели на смену, а приказывают наступать. Следом отказался наступать и 70-й Сибирский полк. Командир VI Сибирского корпуса, исчерпав все меры убеждения, приказал полкам выдать зачинщиков и направил  543-й пехотный Городокский и 544-й пехотный Себежский полки  для приведения бунтовщиков в повиновение.

Несмотря на прибытие Себежского полка, убеждения командного состава, полковых и ротных комитетов, представителей ЦИК Совета рабочих и солдатских депутатов  Короткого, 69-й Сибирский полк  категорически отказался исполнять приказ, и в 15-30 боевые действия 6-го Сибирского корпуса были прекращены.

Эпилог

   Произошедшая вскоре Октябрьская революция окончательно добила Русскую армию. К весне 1918 г. 544-й пехотный Себежский полк был расформирован. Сформированный в период Февральской революции полк не снискал особой боевой  славы. Полк оказался более стойким, чем многие части Северного фронта. Прикрыв отступление армии южней Риги, полк оказался на хорошем счету у командования и  использовался для поддержания дисциплины в других частях армии.

Самую спортивную семью определили на областном Фестивале ГТО
6 апреля 2019
В Пушкинских Горах впервые состоялся областной Фестиваль ВФСК ГТО среди семейных команд. В соревнованиях участвовали 8 семей из 6 муниципалитетов.
Подписан грантовый контракт на 5 млн евро по Программе приграничного сотрудничества «Россия – Эстония»
6 апреля 2019
Подписан грантовый контракт на сумму более 5 млн евро по реализации крупного инфраструктурного проекта «Улучшение доступности удаленных областей в Юго-восточной Эстонии и Псковской области для традиционного предпринимательства и устойчивого развития»/«ДОСТУП МСП» Программы приграничного сотрудничества «Россия - Эстония» на период 2014 - 2020 годов. Об этом сообщили в Комитете по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области.
Вопросы развития ТОС обсудили на семинаре в Пскове
6 апреля 2019
Вопросы развития территориального общественного самоуправления (ТОС) на территории региона обсудили на семинаре, который прошел в Центре студенческих инициатив ПсковГУ.
Благодаря инициативе губернатора 20 тысяч членов многодетных семей получат льготу на оплату ТКО
6 апреля 2019
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате расходов на вывоз мусора приняты в Псковской области. Соответствующие изменения в законы Псковской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области» и «О социальной поддержке многодетных семей» внесли депутаты Псковского областного Собрания на 31-й сессии в 28 марта.
Пенсии проиндексированы
6 апреля 2019
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии, с 1 апреля проиндексированы на 2%. В Псковской области повышение коснется 17,3 тыс пенсионеров, сообщили в реготделении Пенсионного фонда РФ.
Себежские спортсмены привезли награды с турнира по самбо
6 апреля 2019
Традиционный открытый чемпионат по самбо в честь победы князя Александра Невского в Ледовом побоище прошёл в Пскове 30 марта.