Другое искусство
«Другое искусство» – это творческий форум, который проходит в Псковской области с 2016 года. Фестиваль ставит перед собой цель показать широкой общественности творческие достижения людей с особенностями развития, которые и являются главными участниками этого масштабного мероприятия.
В этом году фестиваль проходил с 17 по 20 мая на площадках Театрально-концертной дирекции (Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина, большой концертный зал областной филармонии, Галерея «Цех», «Медиа-холл»), Центра лечебной педагогики и на улицах города Пскова. Каждый желающий мог прикоснуться к «другому искусству» через мастер-классы, выставки, кинопоказы, спектакли и театральные представления.
Для меня эти четыре дня остались в памяти незабываемыми впечатлениями, встали фрагментами открытий в общий пазл мировоззрения и заняли место в домашнем интерьере вещицами, сделанными руками участников фестиваля. И я с удовольствием поделюсь с вами впечатлениями, которые дополнят снимки псковского фотографа Андрея Кокшарова.
День открытия фестиваля и распахнутых объятий
Среда, середина трудовых будней, безмятежный и солнечный день. Самое время внести в него свежие краски и веселую суматоху! С этой задачей прекрасно справились цирковые артисты в разноцветных костюмах зайчиков, развлекая зрителей акробатическими трюками, веселыми номерами, танцами и заразительными улыбками. Темп фестивалю задал «Упсала-Цирк» – единственный в мире цирк для хулиганов. Это беспрецедентный социально-культурный проект, который существует с 2000 года в Санкт-Петербурге. Его участниками являются дети и подростки из групп социального риска, а также дети с особенностями в развитии. Выступления артистов «Упсала-Цирка» отличаются своим разностильем и смелыми экспериментами, в них присутствует не только акробатика и жонглирование, но и модерн-танец, пантомима, элементы уличной культуры, паркура и брейкданса. История создания и развития цирка очень интересна, найти о нем информацию запросто можно в Интернет-источниках, а мы поскачем, точнее, прогуляемся, дальше, в сторону Детского парка. Здесь прошел мастер-класс от художников музея «Царскосельская коллекция»: каждый желающий мог принять участие в рисовании на больших пластиковых панелях акварельными красками. Улыбающиеся рожицы, геометрические фигуры и причудливые узоры украшали большие кубы, которые оставались в парке до завершения фестиваля, а после переехали в интернаты для людей с особенностями развития.
Вечером в фойе Псковского театра драмы состоялось открытие выставки скульптуры и графики «Красота на ощупь». Это, пожалуй, одна из самых необычных и трогательных экспозиций, на которой мне довелось побывать. Перед гостями фестиваля были представлены работы слепоглухого скульптора Александра Сильянова и графика слепоглухого художника Олега Зиновьева. Каково это – двигаться на ощупь в абсолютной тишине? Любить и выражать любовь, чувствовать и делиться чувствами, черпать вдохновение и вдохновлять сотни людей через прикосновение? Свои истории мастера запечатлевают в работах, которые являются шедеврами искусства, символами невидимой глазу, но всеобъемлющей и жизнеутверждающей силы.
После презентации выставки главное действие перенеслось на сцену театра, где прошла торжественная церемония открытия, а позже – спектакль «Истории об очень симпатичных, или Пространство доверия» от интегрированного театра-студии «Круг». «В основу спектакля легли краткие истории, темы, образы, предложенные и рассказанные без слов теми людьми, для которых «ближнее пространство» – единственно возможное для общения», – объяснила режиссер Наталья Попова.
Первый день фестиваля выдался насыщенным событиями и эмоциями. Кто-то среди гостей украдкой утирал слезы, которые являлись признаками не грусти, а радости. Тихой и искренней.
День второй: Безмолвная песнь
С самого утра в галерее «Цех» и фойе Псковского театра драмы проходили творческие мастер-классы. Каждый мог найти себе занятие по душе: посмотреть эскиз спектакля «Отчего люди не летают?», послушать лекцию «Мифологический подход в работе в группе», которую провел Валентин Люненко, соприкоснуться с традиционной технологией изготовления посуды в мастер-классе по гончарному делу, а после отправиться на необычные чтения и пения. Необычны они были тем, что исполнялись на жестовом языке. Наверное впервые гости наслаждались не звучанием композиций, а старались уловить их образы, которые вычерчивали пальцы исполнителей. И для многих стало откровением то, что песню можно не только услышать, но и увидеть. И даже прикоснуться к ней.
Вечером зрителям предстояла встреча с уже знакомыми артистами «Упсала-цирка». На большой сцене Псковского театра драмы ребята из группы «Лямуры» (дети с синдромом Дауна) в спектакле «Бонифаций» рассказали известную солнечную историю. Веселые и улыбчивые, старательно выполняющие трюки и искренне радующиеся аплодисментам, которыми взрывался зал на протяжении всей постановки, ребята показали настоящее мастерство и ни в чем не уступили профессиональным артистам!
...На одной из скамеек в пешеходной зоне Пушкинского шел оживленный разговор. «Если честно, я до сих пор не могу понять свои ощущения, все как-то смешано, сумбурно, у меня даже давление подскочило!», – «Это да... А у меня такое чувство, будто я вышла другим человеком. У меня это ощущение еще со вчерашней выставки».
День третий. На уровне глаз, на глубине звука
Программа третьего дня фестиваля обещала занять весь текущий день, снова приглашая на мастер-классы, выступления и открытие сразу двух презентаций: «В мире животных» и «На уровне глаз». Но я с нетерпением ждала вечера, нервно крутилась перед зеркалом, примеряя немногочисленные варианты гардероба путешественника и несколько раз перебирала сумку, проверяя её на наличие всего необходимого. В седьмом часу вечера я подъехала к месту, которое с самого утра влекло мое внимание и интерес.
Территория Центра лечебной педагогики города Псков находится за чертой города, от центра около 20 минут езды на автобусе. Чем-то напоминает обособленный городок, только очень маленький и чистый, превратившийся в тот вечер в территорию не просто хорошего настроения, а расслабленной и гармоничной атмосферы, которую хорошо бы вообще прочувствовать хоть раз в жизни. Уличный концерт «Воздух-Джаз» собрал около 700 зрителей, но по ощущениям – человек тридцать и все свои.
На одной сцене с профессиональными музыкантами («Шанс-он Мануш» (Санкт-Петербург), «Be Jazz» (Beverly Patricia Warner, Великобритания; Klaus Hurt, Германия; Beate TheiЯen, Германия), Аркадий Галковский (Псков) выступали люди с особенностями развития. Сказать, что концерт был потрясающим – не сказать ничего. Во-первых, это джаз. Музыка, наделенная непостижимой душой разных культур, которая близка и дорога моему сердцу как никакая другая. Во-вторых, это люди. Находящиеся на сцене и стоящие рядом. Здесь нет случайных, каждый объединен с другим общими интересами, взглядами, творчеством и тем самым, другим, искусством.
День четвертый. Закрытие фестиваля
С чего лучше начать субботний выходной? Можно выспаться всласть, а после пойти на шоппинг; окунуться в книгу или любимый сериал; посетить салон красоты или кино; а можно проснуться, быстро проглотить свой завтрак и, вооружившись фотоаппаратом, отправиться на поиски нового и необычного. Последний вариант подходит нам больше всего. В ТЦ «Империал» открылась фотовыставка Дмитрия Маркова и Ирины Большаковой, которая представляет повседневную жизнь людей с особенностями развития. Нам сюда. Каждая фотография – отдельная история, пойманная в кадр профессионалом; грустная или счастливая, но именно такая, какая есть, без прикрас и лишнего лоска. Надолго задержаться у фотополотен не получается, впереди ждет баннерная выставка «Пастух облаков» – работы подопечных театральной студии «Я и ты» и спектакль «Первый раз» от театральной студии «Гвозди» (Псков).
Такой масштабный фестиваль непременно должен завершиться каким-нибудь грандиозным событием! И оно свершилось: заключительным мероприятием фестиваля «Другое искусство» стал концерт группы «Маша и медведи» с участием подопечных особого музыкального центра из Финляндии Resonaari. Полный зал, сумасшедшая энергетика, слезы и аплодисменты – последние мгновения четырехдневного творческого марафона.
...Может ли вообще искусство быть другим? Пожалуй, может. Ведь есть особенные творцы, со своим особым видением мира. И творчество для них становится не способом выражения, а диалогом.
Текст Оксаны ПугавьЁвой
Фото Андрея Кокшарова