Газеты
рубрика новая

Веками жили вместе

12 июля 2018
Исторически сложилось так, что разбросанные по Печорскому краю русские деревни перемешаны с сетоскими. Такое соседство не мешало людям веками жить вместе. Их объединяли труд и православие. Отличалось сетоское население от русского своей самобытной культурой, нарядами, речью.

По дороге из Печор в Новый Изборск на 12-м километре дорога проходит по долине между двух гор. Слева на возвышенности расположилась русская деревня Вашина Гора, в которой я жил, а напротив на другой возвышенности – сетоская деревня Смолина Гора, иначе Смольник.
Нынешние постройки в деревнях друг от друга  не отличаются. Но раньше при строительстве у сето все же был свой стиль. Единственное такое строение в Печорском районе сохранилось в деревне Забелино у семьи Тейнеталло.  На одной сессии депутатов ГП «Печоры» было вынесено постановление о приобретении этого хутора в муниципальную собственность, чтобы  придать ему статус архитектурно-исторического памятника и включить в экскурсионно-туристический маршрут. Но, увы! Это благое намерение так и осталось на бумаге.
Быт сетоских крестьян почти такой же, как и у русских. Тот же скот держат они в своих хлевах и на полях сеяли то же самое. Лен в семьях, как у русских, так и у сето был основным источником  дохода. Поэтому каждый хозяин ревностно хранил тайну агротехнических мероприятий по выращиванию культур на своих полях.
Женщины сето были рукодельными. Сами готовили пряжу из льна, шерсти. Потом из них ткали полотно, вязали красивые вещи. Умели вышивать и шить. Летом ходили в поршнях, изготовленных из сыромятной кожи или из прорезиненного материала. Такую обувь наравне с мужчинами носили и женщины.
Зерно возили молоть на водяные мельницы, построенные на реке Обдех. Из муки пекли хлеб в русских печках, сложенных в домах, и лепешки из ржаной муки – какоры. Из молока делали сыр с тмином. Любили тушить кислую капусту с перловой крупой. Это, похоже, национальное блюдо всех эстонцев. Вяленую плотву сначала размачивали и жарили, заливая яйцами.
К праздникам гнали самогон из семенной ржи. Бывало, где-то в сторонке встанет кучка парней и одна бутылочка водки (самогона) будет долго гулять по кругу. Отпивая по глоточку и передавая другому, при этом будут шумно о чем-то разговаривать.
На кирмаши (гуляния) и в монастырь в Печоры сетоские женщины наряжались в национальные костюмы. Хотя все деревни праздновали свои престольные праздники, но кирмашных деревень было немного. Небольшие кирмаши были в Петров день в Забелино, перед Троицей в Смольнике, в саму Троицу в деревне Трынтово.  С большим размахом бывали кирмаши в деревне Вашина Гора в первое воскресенье после Пасхи, большое гуляние было в Мальской праздник в деревне Рогово, в Ильинскую пятницу были большие кирмаши в Зачеренье и в Вишнякове. Широко праздновали Ильин день с большими кирмашами в деревнях Лебеды и Соколово. И на эти гуляния приходили все: и сето, и русские.
На кирмаши приходило много гармонистов из деревень. Сетоские парни больше любили играть на серьезных инструментах. Так, Михаил Уйбо из Митковицкого Загорья, играл на аккордеоне, Николай Халлапуу из Макарова, Григорий Тересмяги и Николай Туулик (оба из Поколодова), Николай Кюппар из Подгорья - все были гармонистами. Они и в трынтовском клубе играли на танцах.
Особо надо отметить одаренного парня Николая Ивановича Кюппара. Мы с ним дружили. В молодости я увлекался радиолюбительством. И глядя на мое увлечение, он быстро тоже втянулся в это интересное занятие, и мы вместе потом конструировали приемники, усилители и прочие радиоигрушки. Хотя у него образование было только семилетнее. Сначала учился в Трынтовской школе, потом продолжил учебу в Печорах.
Он ко мне постоянно приходил в кинобудку и тоже освоил кинодело. Потом он уехал в Псков и одно время работал заведующим «Вагон-клубом», который приезжал на железнодорожные станции, где проводили с населением культвечера и демонстрировались  кинофильмы.  Потом стал в Пскове работать в одном телеателье по ремонту радиоаппаратуры. Оттуда ушел работать на завод «Тиконд». Женился. Имеет дочь. Живет в Писковичах. Мы не раз приезжали друг к другу.
Народ сето очень религиозный. Смольнинские старожилы рассказывали, что в старое время из деревни ходили в церкви и обязательно там ставили к иконам свечи. Но если у кого дома не оказывалось денег, тогда брали с собой 3-4 яйца и относили в церковную лавку при Печерском монастыре, чтобы купить двухкопеечную свечу.
Хоронили сето своих усопших на кладбищах рядом с русскими могилами на печорском, мальском, зачеренском и других погостах. В родительские поминальные дни на кладбищах в Троицу в Печорах, Залесье, в Мальской праздник в Малах, в Ильинскую пятницу в Зачеренье после войны народ, отстояв службу в церкви, шел поминать на могилы своих родных. В эти дни на кладбищах было многолюдно и шумно. На скатертях прямо на могилах, а где и в стороне, раскладывали домашние яства и напитки. Поминали усопших, ходили к соседям, знакомым, горестно вспоминали об умерших, угощали друг друга и щедро давали нищим, которые приходили просить милостыню. При этом подающая говорила: «Помяни мою маму, или папу, или кого-нибудь из их родни».
Вот такие  у меня воспоминания о народе сето, с которыми всю жизнь прожил рядом в хороших отношениях. Имел много друзей, знакомых, которых и сегодня не забываю и помню.
Н. Матвеев
На снимках:группа деревенских парней, среди них крайний слева Н. Кюппар, рядом Н. Матвеев(снимок 60-х годов);
организаторы «Встреч у камня» в д. Трынтово. В центре - Н. Анашихина из д. Раково. Пятая встреча в д. Трынтово пройдёт 14 июля.
Фото из архива Н. Матвеева
 
 

День села праздновали все поколения
24 сентября 2018
В Паниковичах прошёл день села.
Школьные сайты высокого уровня
24 сентября 2018
В соответствии с современными требованиями законодательства каждое учебное заведение должно иметь свой официальный сайт в сети Интернет. Школьный сайт позволяет не только решать определённые образовательные задачи, но и наладить обратную связь с учащимися и родителями, которым позволяет быть в курсе событий школьной жизни, актуальных требований и правил. Используя возможности сайта, уже не нужно индивидуально консультировать родителей, а также напоминать учащимся о каких-то школьных нововведениях и мероприятиях
Музей истории города Печоры открывает сезон в музыкальной гостиной
24 сентября 2018
27 сентября в 17.30 в музыкальной гостиной Музея истории города Печоры открывается очередной концертный сезон «За музыкой – в музей!».
Полтора километра пролетали пулей. И так до 20 раз.
24 сентября 2018
Не бывает двух-трёх недель в Печорах, чтобы не происходили интересные события. Для маленького города – это достаточно, чтобы жизнь в нём можно было назвать содержательной. Вот и в минувшую субботу в центре Печор было по-своему интересно. Мелькали стайками совсем необычные для наших улиц велосипедисты на дорогих гоночных велосипедах. У районного Центра культуры была возведена большая арка со спортивной символикой. Дело в том, что Печоры были выбраны одним из мест проведения популярной в России гонки, посвящённой памяти подвижника и велопутешественника Глеба Травина, который ещё в 20-е годы прошлого века совершил многотысячекилометровое экстремальное путешествие на велосипеде по арктическим (!) границам России. Так вот, такие велосипедные подвиги воодушевляют на новые спортивные достижения современных почитателей двухколёсных машин, приводимых в движение ногами.
Отопительный сезон: подготовка полным ходом
24 сентября 2018
На планЁрке в районноЙ администрации