Газеты
рубрика новая

Веками жили вместе

12 июля 2018
Исторически сложилось так, что разбросанные по Печорскому краю русские деревни перемешаны с сетоскими. Такое соседство не мешало людям веками жить вместе. Их объединяли труд и православие. Отличалось сетоское население от русского своей самобытной культурой, нарядами, речью.

По дороге из Печор в Новый Изборск на 12-м километре дорога проходит по долине между двух гор. Слева на возвышенности расположилась русская деревня Вашина Гора, в которой я жил, а напротив на другой возвышенности – сетоская деревня Смолина Гора, иначе Смольник.
Нынешние постройки в деревнях друг от друга  не отличаются. Но раньше при строительстве у сето все же был свой стиль. Единственное такое строение в Печорском районе сохранилось в деревне Забелино у семьи Тейнеталло.  На одной сессии депутатов ГП «Печоры» было вынесено постановление о приобретении этого хутора в муниципальную собственность, чтобы  придать ему статус архитектурно-исторического памятника и включить в экскурсионно-туристический маршрут. Но, увы! Это благое намерение так и осталось на бумаге.
Быт сетоских крестьян почти такой же, как и у русских. Тот же скот держат они в своих хлевах и на полях сеяли то же самое. Лен в семьях, как у русских, так и у сето был основным источником  дохода. Поэтому каждый хозяин ревностно хранил тайну агротехнических мероприятий по выращиванию культур на своих полях.
Женщины сето были рукодельными. Сами готовили пряжу из льна, шерсти. Потом из них ткали полотно, вязали красивые вещи. Умели вышивать и шить. Летом ходили в поршнях, изготовленных из сыромятной кожи или из прорезиненного материала. Такую обувь наравне с мужчинами носили и женщины.
Зерно возили молоть на водяные мельницы, построенные на реке Обдех. Из муки пекли хлеб в русских печках, сложенных в домах, и лепешки из ржаной муки – какоры. Из молока делали сыр с тмином. Любили тушить кислую капусту с перловой крупой. Это, похоже, национальное блюдо всех эстонцев. Вяленую плотву сначала размачивали и жарили, заливая яйцами.
К праздникам гнали самогон из семенной ржи. Бывало, где-то в сторонке встанет кучка парней и одна бутылочка водки (самогона) будет долго гулять по кругу. Отпивая по глоточку и передавая другому, при этом будут шумно о чем-то разговаривать.
На кирмаши (гуляния) и в монастырь в Печоры сетоские женщины наряжались в национальные костюмы. Хотя все деревни праздновали свои престольные праздники, но кирмашных деревень было немного. Небольшие кирмаши были в Петров день в Забелино, перед Троицей в Смольнике, в саму Троицу в деревне Трынтово.  С большим размахом бывали кирмаши в деревне Вашина Гора в первое воскресенье после Пасхи, большое гуляние было в Мальской праздник в деревне Рогово, в Ильинскую пятницу были большие кирмаши в Зачеренье и в Вишнякове. Широко праздновали Ильин день с большими кирмашами в деревнях Лебеды и Соколово. И на эти гуляния приходили все: и сето, и русские.
На кирмаши приходило много гармонистов из деревень. Сетоские парни больше любили играть на серьезных инструментах. Так, Михаил Уйбо из Митковицкого Загорья, играл на аккордеоне, Николай Халлапуу из Макарова, Григорий Тересмяги и Николай Туулик (оба из Поколодова), Николай Кюппар из Подгорья - все были гармонистами. Они и в трынтовском клубе играли на танцах.
Особо надо отметить одаренного парня Николая Ивановича Кюппара. Мы с ним дружили. В молодости я увлекался радиолюбительством. И глядя на мое увлечение, он быстро тоже втянулся в это интересное занятие, и мы вместе потом конструировали приемники, усилители и прочие радиоигрушки. Хотя у него образование было только семилетнее. Сначала учился в Трынтовской школе, потом продолжил учебу в Печорах.
Он ко мне постоянно приходил в кинобудку и тоже освоил кинодело. Потом он уехал в Псков и одно время работал заведующим «Вагон-клубом», который приезжал на железнодорожные станции, где проводили с населением культвечера и демонстрировались  кинофильмы.  Потом стал в Пскове работать в одном телеателье по ремонту радиоаппаратуры. Оттуда ушел работать на завод «Тиконд». Женился. Имеет дочь. Живет в Писковичах. Мы не раз приезжали друг к другу.
Народ сето очень религиозный. Смольнинские старожилы рассказывали, что в старое время из деревни ходили в церкви и обязательно там ставили к иконам свечи. Но если у кого дома не оказывалось денег, тогда брали с собой 3-4 яйца и относили в церковную лавку при Печерском монастыре, чтобы купить двухкопеечную свечу.
Хоронили сето своих усопших на кладбищах рядом с русскими могилами на печорском, мальском, зачеренском и других погостах. В родительские поминальные дни на кладбищах в Троицу в Печорах, Залесье, в Мальской праздник в Малах, в Ильинскую пятницу в Зачеренье после войны народ, отстояв службу в церкви, шел поминать на могилы своих родных. В эти дни на кладбищах было многолюдно и шумно. На скатертях прямо на могилах, а где и в стороне, раскладывали домашние яства и напитки. Поминали усопших, ходили к соседям, знакомым, горестно вспоминали об умерших, угощали друг друга и щедро давали нищим, которые приходили просить милостыню. При этом подающая говорила: «Помяни мою маму, или папу, или кого-нибудь из их родни».
Вот такие  у меня воспоминания о народе сето, с которыми всю жизнь прожил рядом в хороших отношениях. Имел много друзей, знакомых, которых и сегодня не забываю и помню.
Н. Матвеев
На снимках:группа деревенских парней, среди них крайний слева Н. Кюппар, рядом Н. Матвеев(снимок 60-х годов);
организаторы «Встреч у камня» в д. Трынтово. В центре - Н. Анашихина из д. Раково. Пятая встреча в д. Трынтово пройдёт 14 июля.
Фото из архива Н. Матвеева
 
 

Большой этнографический диктант написали в Печорской лингвистической гимназии
12 ноября 2018
Накануне Дня народного единства, одной из площадок Всероссийской акции « Большой этнографический диктант – 2018» в нашем районе стала Печорская лингвистическая гимназия. Организаторами диктанта в нашей стране являются Федеральное агентство по делам национальностей России и Министерство национальной политики Удмуртской Республики.
«В вопросах жизненного устройства не могу быть равнодушной»
12 ноября 2018
К вопросам жизненного устройства нашего города я не могу быть равнодушной, потому что являюсь коренной печерянкой! Многое меня сильно ранит и тревожит. Многое вижу, что, возможно, не замечают новые жители Печор.
О деревьях, аптеке и юнармии
12 ноября 2018
12-го ноября в Администрации Печорского района прошла очередная планёрка. На дворе – ноябрь, поэтому особое внимание было уделено прохождению отопительного сезона, а также предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Певец земли печорской
12 ноября 2018
*** Как я люблю Свой край Печорский На ранней утренней заре, Где монастырь, Смотрящий зорко, Стоит, как воин, На бугре. Б. Егоров Вечер памяти поэта Бориса Егорова (1938-2009) открыла 25 октября директор районной библиотеки В.А.Шувалова, приветствуя в актовом зале участников клуба «Вдохновение», любителей поэзии, родственников, знакомых, друзей поэта.
Дворовый футбол: этап осенний
12 ноября 2018
Будущие спортивные «звёзды» появляются на дворовых площадках. Именно там закладываются основы грядущих спортивных успехов. В Псковской области уже неоднократно проходили турниры по дворовому футболу.