Газеты
Краеведение

Блокадный трамвай

31 января 2019
В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Город оказался полностью обесточен. Ценой неимоверных усилий в марте 1942 года трамвайное движение удалось оживить.

В дальнейшем трамвай ходил всю блокаду. В вагонах перевозили не только пассажиров, но и раненых, продукты, сырьё и топливо для заводов. Блокадный трамвай стал символом осаждённого Ленинграда, благодаря ему было видно, что город жив.

На протяжении всех дней блокады он оставался единственным средством передвижения и остановился однажды в первую блокадную зиму с 15 декабря 1941 года до 15 апреля 1942 года. Почти сразу трамваи оказались военизированным транспортом. Трамвайные вагоны переоборудовали для перевозки раненых, установили в них носилки в три яруса, окна задрапировали плотными шторами и щитками, так чтобы можно было оказывать медицинскую помощь даже ночью, не опасаясь артобстрелов. В вагонах установили отопительные приборы, баки с кипячёной водой. Многие кондукторы прошли курсы санинструкторов в первые месяцы.

С первых месяцев блокады линия фронта пролегала по окрестностям города и в его черте несколько трамвайных путей оказались в зоне боевых действий. Это позволило перевозить на трамваях не только раненых к больнице, но и военнослужащих, снаряды и технику к оборонительным рубежам. К некоторым заводам прокладывали дополнительные линии, в трамвайных вагонах подвозили к магазинам хлеб. Для всех блокадников звук идущего трамвая символизировал надежду на жизнь, напоминал довоенный Ленинград без обстрелов и голода.

В декабре 1941 года Ленинградские трамваи встали.

К этому времени в городе электроэнергию экономили, поэтому составы пришлось отключить от питания, чтобы сохранить работающие предприятия, выполнявшее военные заказы.

Алесь Адамович и Даниил Гранин в своей блокадной книге напишут «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног, не временем, как раньше, а шагами (иногда количеством шагов).

Отключение электричества произошло внезапно, и каждый трамвай затих прямо на линии. Все три зимних месяца вид пустых, замерзших, заваленных снегом вагонов вселяли в прохожих страх и чувство обречённости.

По воспоминаниям блокадника

Однажды в феврале 1941 г издалека в засыпанном снегом вагоне он разглядел человеческие фигуры. Люди как будто заняли свои пассажирские места и ждали, когда трамвай тронется. Обрадованный, он подошёл ближе и понял что перед ним замёршие люди, забредшие в вагон в надежде отдохнуть и отогреться и больше не нашедшие в себе сил подняться...

Ленинград переживал первую блокадную зиму и дождался весны 1942 года. Особый день — 15 апреля. Именно тогда возобновилось движение трамваев, и ленинградцы вновь услышали трамвайный звонок. По пяти маршрутам отправились 320 вагонов.

В одном из военных очерков о блокадном Ленинграде писатель Тиханов вспоминал, что весну 1942 г. в городе делали не ласточки, а трамваи.
Той весной многие жители Ленинграда носили на груди жетон в виде ласточки с письмом в клюве. Эти птицы, не опасаясь артобстрелов, всё-таки прилетели весной в осаждённый город и также стали символом жизни и добрых вестей.
С приходом весны блокада не была снята и трамваи по-прежнему стояли на боевом посту. В обязанности кондукторов входило не только брать плату за проезд, но и проверять документы, эвакуировать пассажиров во время начавшегося обстрела.

ПАМЯТНИК ТРАМВАЮ

В книге Михаила Сороки, занимавшего в военные годы должность руководителя трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда, есть такие данные: в осаждённом Мадриде в 1937 году трамвай действовал лишь одну неделю. Стоило советским войскам 1945 г. окружить Берлин, и движение на городских магистралях тот час замерло. В Ленинграде из 900 блокадных дней трамвай трудился 811 дней.

В память о блокадном трамвае в 2007 году к 100-летию трамвайного движения в Петербурге на проспекте Стачек был установлен памятник. Место выбрано не случайно. Всего в 4 км от него проходила линия фронта. Именно здесь на Петергофском шоссе ленинградцы соорудили из трамвайных вагонов, набитых камнями, противотанковые баррикады, защищавшие город от немецких танков.

Ретро вагон был восстановлен реставраторами в мельчайших деталях, именно такие вагоны ходили по военному Ленинграду.
Сегодня 440 км трамвайных путей позволяют Петербургу оставаться одним из самых трамвайных городов мира.


Некоторые факты из жизни Блокадного Ленинграда

В крови и пепле по колено,

По горло в бешеном огне
Все испытания, кроме плена,
Наш Ленинград прошёл в войне.

У Гитлера был принят план «Барбаросса», по которому Ленинград надо сравнять с землей и по-тевтонски пройти плугом.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Очень быстро войска Вермахта продвигались к Ленинграду. Немецкая армия 500 тыс чел. под руководством генерал-фельдмаршала Фон Лееба и генерала Иодля. 9 июня началась эвакуация населения и ценностей из музеев по Ладожскому озеру и по железной дороге на восток. 8 сентября пал Шлиссельбург и железная дорога была перерезана. Город оказался отрезанным от Большой земли.

Началась блокада огромного города, в котором оставалось 2,5 млн. жителей. Осталась одна дорога по Ладожскому озеру.
Фашисты зверски бомбили город. Ориентирами были высокие здания, позолоченные купола церквей, соборов.


Умереть за свой город. Подвиги альпинистов

50 альпинистов маскировали купола соборов и исторических зданий.

Когда закрашивали купола Петропавловского собора, ударили морозы 40 градусов. Альпинисты орудовали кистями ночью на высоте 122 м. Они могли покинуть город во время эвакуации, но остались, чтобы защищать город. Благодаря бесстрашию альпинистов, архитектурные памятники северной столицы не были разрушены и тысячи жизней спасены.


Музыка блокадного города

В первые месяцы блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской» или «Блокадной». «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду», — написал он на партитуре.

Премьера состоялась 9 августа 1942 года в большом зале филармонии. Свободных мест не было. Музыку услышали все ленинградцы. Симфонию транслировали по всем городским громкоговорителям (а их было установлено 1,5 тыс) и радиоприёмникам. Звуки музыки доносились и до врага, осадившего город. Уже тогда было понятно: дух ленинградцев не сломить. По воспоминаниям жителей северной столицы этот концерт в филармонии вселил в них уверенность и дал сил, чтобы выдержать испытания блокады.


Семена для будущего

Осаждённый Ленинград не стали покидать 13 сотрудников института растениеводства им. Вавилова. Они остались, чтобы сохранить огромный запас зерновых культур. За все годы блокады они не тронули ни одного пакета с зерном. Главной задачей сотрудников было восстановить сельское хозяйство после войны, а в том, что Советский Союз победит, ленинградцы не сомневались. Трое сотрудников умерли прямо на работе. Сохранённое ими зерно помогло Советскому Союзу быстро вернуться к нормальной жизни после войны.



Дело «Табак»

Не хватало сырья для изготовления папирос, добавляли хмель с пивоваренных заводов, табачную пыль, листву клёна. Осенью школьники собрали 80 т листьев клёна. Табачный вопрос был решён.


Дорога жизни

Официальное название дороги «Военно-автомобильная дорога №101». За 500 дней блокады (до её прорыва) по трассе эвакуировали более миллиона человек. Ольга Бергольц писала:

Дорогой жизни шёл к нам хлеб

Дорогой дружбы многих к многим,
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

На станции Ладожское Озеро есть музей «Дорога жизни», Осиновецкий маяк и паровоз ЭШ 4375 (находится прямо на станции).

Осенью 1941 г. лёд установился поздно, и только 17 ноября пошёл первый санный обоз и доставил в город 63 т муки, а потом вскоре началось движение автомашин. Лёд был слабый, и поэтому часть груза размещали на санях, чтобы уменьшить давление на лёд. Немцы постоянно бомбили магистраль. Только в первую зиму под лёд ушло около тысячи грузовиков, а сколько погибло людей — неизвестно. Но фашистам не удалось остановить движение.

Благодаря доставке продовольствия по Ледовой трассе, 25 декабря 1941 года люди получили прибавку хлеба на 75 г.


Театр

17 октября 1942 года был открыт новый городской театр, труппу составили артисты разных театров, которые не могли эвакуироваться. Голодные, в холодных помещениях, артисты проводили репетиции. 18 октября 1942 года состоялся первый спектакль «Русские люди» К. Симонова. На спектакль люди приходили с фронта и после уходили на фронт. Театр в народе так и назвали «Блокадный».


Концерты

Большим успехом у бойцов Ленфронта пользовался агитвзвод под руководством А. Владимирцева. В его состав вошёл танцевальный ансамбль пляски из 5 мальчиков и 4 девочек, созданного в 1938 году Дунаевским при дворце пионеров. Талантливый педагог, отличный организатор, собрал из холодных квартир разных районов города 1941-1942 юных танцоров, выживших зимой. 30 марта 1942 г. состоялась первое выступление ансамбля в штабе 55 армии на слёте сандружинниц армейских врачей и медсестёр. Танцевали дети блокадного Ленинграда. Трудные присядки мальчиков, неустойчивость в танце — всё прощалось, были истощены физически, но запал сохранился. Сразу после выступления детей отправили в госпиталь на лечение.

4 апреля в зале бывшего дворца Кшесинской танцевальный детский ансамбль выступил перед партизанами, доставившими партизанский обоз с продовольствием из партизанского края Псковской области, после этого начались выступления по всей линии фронта. Где только не выступали — на лесных полянах, в землянке, на грузовиках и платформах, иногда выступали без музыки, близко были враги. Иногда приходилось снимать яркие детали костюмов, чтобы не привлекать внимания вражеских снайперов.

За 3 года ансамбль дал около 3-х тысяч концертов. После снятия блокады были поощрены поездкой в Москву. После Москвы снова на фронт. Правительство высоко оценило боевой подвиг юных артистов. Многие были награждены орденами «Красной звезды», медалями «За боевые заслуги».

Материал подготовила Татьяна Ясеновская

 

Свидетельствуют документы
31 января 2019
В преддверии славной даты — 75-летия освобождения Гдовской земли от немецко-фашистских захватчиков активисты поискового отряда «Бессмертный полк» под руководством Андрея Владимировича Нудьги завершили важный этап исследовательской работы. На основе данных «Журнала боевых действий 42-й армии» Ленинградского фронта за февраль 1944 года был документально подтверждён ход боёв за освобождение Гдовского района от вражеской оккупации и установлены точные даты освобождения от оккупантов населённых пунктов нашего края.
Журналу «Родина» — 140 лет
31 января 2019
140 лет назад, в 1879 году, вышел первый номер народного журнала «РОДИНА».  Лучший издатель — А.А. Каспари возглавил журнал в 1886 году. Приняв «Родину» с 200 подписчиками, он через пять лет увеличил их число до 40 тысяч. Каспари реформировал «Родину» в еженедельный иллюстрированный журнал и стал одним из первых, кто создал еженедельник нового типа — с отдельными бесплатными приложениями: «Развлечение в часы отдыха», «Всемирное обозрение», «Новейшие моды и рукоделия».
Мама не падала духом
31 января 2019
Анатолий Александрович Савичев родился в июле 1939 года и собственных воспоминаний о жизни в блокадном Ленинграде у него, конечно, нет. Только удивление: как можно было выжить в таких условиях? Но о многом вспоминала мать.
Алкоголь подростку не товарищ
31 января 2019
24 января состоялось первое в этом году заседание комиссии по делам несовершеннолетних при Администрации Гдовского района под председательством Вячеслава Белова. Было рассмотрено 8 административных правонарушений.
Нам дни блокады не забыть никогда
31 января 2019
Очередное заседание членов и активистов гдовского юнармейского военно-исторического клуба «Неизвестный солдат» (так теперь именуется военно-исторический клуб, ранее носивший наименование «Поиск») состоялось 26 января 2019 года, в канун 75-й годовщины полного снятия блокады Ленинграда.
Крыша и спортзал
31 января 2019
В августе 2018 года в посёлке Ямм начался ремонт не только местного ДК, но и средней школы. Вернее, её крыши.