Газеты
История

Эхо апрельского взрыва

23 апреля 2013
В настоящее время самый об­суждаемый в Кудевери вопрос – это восстановление в селе церкви для православных ве­рующих. Её хотят иметь все, мнения разделились лишь в вопросе места возведения. Одни считают, что храм нужно возродить, т.е. восстановить на том месте, где он был построен в 1764 году, а затем взорван немцами в период оккупации, что обойдётся значительно дешевле. Другие – строить таковой надо на новом месте. Это будет подороже, но, по их мнению, пра­вильнее. Есть и другие мнения, не связанные со стоимостью.

Местный поисковый отряд «Факел», как общественно-патриотическое объединение, не может оставаться в сторо­не от происходящих событий, т.к. его деятельность сопри­коснулась с ними непосред­ственно. Соприкосновение это носит чисто краеведческий характер и не имеет прямо­го отношения к дискуссии. Перво-наперво попытаемся уточнить хронологию событий, связанных с храмом вообще. Наше исследование не пре­тендует на какой-то однознач­ный и окончательный научный вывод. Есть лишь стремление показать наше прошлое, опи­раясь на достаточно сильные аргументы – свидетельства очевидцев. Суть этого в сле­дующем.

В официальных источни­ках сообщается, что церковь в с. Кудеверь была взорвана немцами в 1943 году с целью добыть стройматериал на соо­ружение дотов. Данная инфор­мация исходит из достаточно серьёзного документа, храня­щегося в Государственном ар­хиве РФ – акте о злодеяниях фашистов на территории Куде­верского района. Ксерокопия данного акта имеется в нашем поисковом отряде. Мы подверг­ли указанную дату сомнению и, проведя собственное рас­следование, обнаружили сле­дующие аргументы, подтверждающие нашу точку зрения. Акт составлялся поспешно в декабре 1944 г. (шла война), и многие факты, изложенные в нём, не было возможности подтвердить весомыми до­казательствами. Критические замечания по поводу подоб­ных актов (они составлялись в каждом районе) содержатся в книге «Лицо фашизма», из­данной в 2007 г. в г. Великие Луки коллективом авторов-участников Великой Отече­ственной войны Белозеровым М.А., Метлицким Н.В., Афана­сьевым В.Е.

Приведём конкретный при­мер. К акту от 27 декабря 1944 г. прилагается справка началь­ника Кудеверского РО НКГБ мл. лейтенанта госбезопас­ности Колюбакина (в акте уже Кулебякина), в которой име­ется список расстрелянных в 1941 г. работников советско-партийного актива, в том чис­ле и учительницы Кудевер­ской школы Качановой, имя и отчество не указаны. В акте тоже имеется такой же список, но фамилия учительницы уже значится как Кононова, имени и отчества снова нет. Состави­телям акта достаточно было выйти из кабинета на улицу и спросить у любого ребёнка школьного возраста имя и от­чество учительницы, но это­го никто не сделал. И теперь установить личность нашей коллеги нет никаких шансов, довоенный архив Кудеверско­го РОНО не сохранился, и где искать Кононову-Качанову, не­известно.

Но вернёмся к церкви. В акте указано, что она взорва­на на строительство дотов. За­нимаясь поисковой работой на линии обороны немцев «Пан­тера», мы ни на одной огневой точке, траншеях, блиндажах пока не обнаружили хотя бы осколков церковного кирпича. Возможно, население рас­тащило их на строительство печей, но это вопрос спорный.

Мы считаем, что церковь в с. Кудеверь была взорвана фашистами как ориентир для артиллеристов наступающей Красной Армии не в 1943 г., а в апреле 1944 г., т.е. когда линия фронта находилась в несколь­ких километрах от с. Кудеверь. К примеру, боевые позиции 63-й гвардейский артиллерий­ский полк 30-й гвардейской стрелковой дивизии 10-й гвар­дейской армии занимал в рай­оне д. Верхнее Фофоново, на­ходящейся на высоте 288,7 м (на 50 м ниже г. Лобно), откуда Кудеверь просматривается как на ладони, расстояние по пря­мой – 7 км (данные военного архива).

В 1943 же году линия фрон­та находилась в сотнях кило­метрах от Кудевери, и цер­ковь не представляла никакой опасности для немцев.

В с. Кудеверь мы нашли по­жилых людей, которые слыша­ли эхо от взрыва Кудеверско­го храма и хранят память об этом по сей день. По свиде­тельству Яковлева Анатолия Егоровича, бывшего узника фашистских лагерей, которо­му было в то время 13 лет, он с родителями жил в то время в д. Болотница, что в 5 км вос­точнее Кудевери. Весной 1944 г. немецкие войска стали зани­мать подготовленную заранее линию обороны «Пантера», в полосе которой находилась д. Болотница, в связи с чем жи­телей выселили. Семью Яков­левых временно разместили вместе с другими в Кудевери, в большом доме, расположен­ном в нескольких десятках ме­тров от церкви (ныне на том месте находится дом Данило­вых). В апреле 1944 г., вместе с другими подростками, из-за кустов, которые росли вдоль ограды церкви, Яковлев на­блюдал следующее. Однажды в первой половине дня там появился чёрный легковой автомобиль, из которого выш­ли три немецких офицера в чёрных длинных плащах. Они стали внимательно рассма­тривать церковь, обратили внимание на купол, о чём-то разговаривали. Осмотрев храм, они поставили по его окружности в пяти точках у самых её стен веточки, после чего уехали. Через несколько часов во двор въехал крытый грузовик, и из его кузова стали разгружать бомбы. Эту работу выполняли не солдаты, а, по-видимому, пленные, которые были одеты в рабочую форму и говорили между собой на польском языке. Бомбы были такого размера, как нынешний газовый баллон. Их было пять. На местах, где стояли веточки, были вырыты ямы, в которые таковые разместили. Потом к каждой был прикреплён бик­фордов шнур, выставлена охрана. В этот же день немцы предупредили всех, кто жил рядом с церковью, чтобы они к 12 часам ночи оставили свои дома, т.к. в это время храм бу­дет уничтожен.

К 12 часам жильцы всех до­мов уже находились на горке у больницы, а дорога к центру села была перекрыта немец­ким патрулем. За несколько минут до взрыва люди услы­шали в районе церкви шум мотора мотоцикла, после чего прогремел мощный взрыв. Уже после войны у храма были обнаружены две неразорвав­шиеся бомбы. По-видимому, немец-мотоциклист, опасаясь за свою жизнь, не успел под­жечь бикфордовы шнуры у всех пяти бомб.

Обломки восточной стены церкви упали прямо на глав­ную дорогу, перекрыв её. Немцы их сдвинули в болото (за домом Кондратьевых). Из Кудевери Яковлев А.С. был отправлен примерно через месяц после взрыва в концла­геря. Последним из них был концлагерь Дахау. О том, что данное событие произошло именно в апреле 1944 г., Яков­лев готов подтвердить в лю­бой властной инстанции.

Дату разрушения церкви в 1944 г. подтверждает также Фёдорова Клавдия Алексан­дровна, которая до войны проживала в д. Сукино (5 км юго-восточнее Кудевери). Се­мья её также была выселена в западном направлении к Опочецкому району. Размеща­лась она в сарае близ одной из деревень. В одну из ночей был слышен мощный взрыв в Кудевери, люди потом говори­ли, что это взорвали церковь. Фёдоровой К.А. было тогда 20 лет.

По моему мнению, решение о месте расположения храма должно опираться исключи­тельно на традиции право­славия и практический опыт возрождения разрушенных храмов в России, и в Псков­ской области в частности. Хорошо бы ознакомиться с мнением специалистов по это­му вопросу, а также помнить, что властными полномочиями государство в этой сфере не обладает, т.к. церковь отделе­на от него согласно Конститу­ции РФ, принятой нами в 1993 году. Я же считаю, что убрать поруганный фашистскими варварами храм с того места, где он был возведён нашими предками - проявление не­дальновидности и неуважение к намоленному месту. Тут есть прямая духовная составляю­щая: только здесь, где когда-то обращались к Господу наши предки, мы будем ощущать их незримое присутствие, впиты­вать их энергетику, обогащая памятью о них.

Следует также помнить, что храм взорвать можно, но душу России - никогда. Она - вечна, и в этом наша вера и правда.

С. ЯСКОВЕЦ, командир ПО «Факел».

Уважаемые читатели газеты «Сельская новь»!
5 апреля 2019
Районные газеты Псковской области теперь объединены в единое региональное предприятие - Автономную некоммерческую организацию Издательский дом «Медиа 60». И сделано это было, в первую очередь для того, чтобы повысить эффективность расходования субсидий областного бюджета, сохраняя при этом финансовую поддержку районок, некоторые из которых, в последние годы, уже не могут свести концы с концами.
Благодарим за помощь
5 апреля 2019
В канун профессионального праздника сотрудников Военных комиссариатов поисковый отряд «Факел» Кудеверской средней школы выражает благодарность работникам Бежаницкого военкомата за оказание помощи в поисковой работе.
Мы ждём вас, ребята!
5 апреля 2019
1 апреля начался весенний призыв на военную службу в Вооружённые силы России. В этот же день в Военном комиссариате по Бежаницкому, Новоржевскому, Локнянскому и Пушкиногорскому районам прошли медицинская (возглавляет врач П.В. Дятлов) и призывная (Глава района С.К. Михеев) комиссии.
Пенсия медицинским и педагогическим работникам
5 апреля 2019
С 1 января 2019 года в силу вступил Федеральный закон, согласно которому общеустановленный пенсионный возраст установлен на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (с учётом переходного периода).
Обсуждался важный вопрос
5 апреля 2019
В минувший вторник в кабинете Главы района С.К. Михеева обсуждался важный и злободневный вопрос - переход населения с аналогового на цифровое телевидение.
Обязанности пешеходов
5 апреля 2019
Хочется напомнить пешеходам, что они должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.