Эхо апрельского взрыва
Местный поисковый отряд «Факел», как общественно-патриотическое объединение, не может оставаться в стороне от происходящих событий, т.к. его деятельность соприкоснулась с ними непосредственно. Соприкосновение это носит чисто краеведческий характер и не имеет прямого отношения к дискуссии. Перво-наперво попытаемся уточнить хронологию событий, связанных с храмом вообще. Наше исследование не претендует на какой-то однозначный и окончательный научный вывод. Есть лишь стремление показать наше прошлое, опираясь на достаточно сильные аргументы – свидетельства очевидцев. Суть этого в следующем.
В официальных источниках сообщается, что церковь в с. Кудеверь была взорвана немцами в 1943 году с целью добыть стройматериал на сооружение дотов. Данная информация исходит из достаточно серьёзного документа, хранящегося в Государственном архиве РФ – акте о злодеяниях фашистов на территории Кудеверского района. Ксерокопия данного акта имеется в нашем поисковом отряде. Мы подвергли указанную дату сомнению и, проведя собственное расследование, обнаружили следующие аргументы, подтверждающие нашу точку зрения. Акт составлялся поспешно в декабре 1944 г. (шла война), и многие факты, изложенные в нём, не было возможности подтвердить весомыми доказательствами. Критические замечания по поводу подобных актов (они составлялись в каждом районе) содержатся в книге «Лицо фашизма», изданной в 2007 г. в г. Великие Луки коллективом авторов-участников Великой Отечественной войны Белозеровым М.А., Метлицким Н.В., Афанасьевым В.Е.
Приведём конкретный пример. К акту от 27 декабря 1944 г. прилагается справка начальника Кудеверского РО НКГБ мл. лейтенанта госбезопасности Колюбакина (в акте уже Кулебякина), в которой имеется список расстрелянных в 1941 г. работников советско-партийного актива, в том числе и учительницы Кудеверской школы Качановой, имя и отчество не указаны. В акте тоже имеется такой же список, но фамилия учительницы уже значится как Кононова, имени и отчества снова нет. Составителям акта достаточно было выйти из кабинета на улицу и спросить у любого ребёнка школьного возраста имя и отчество учительницы, но этого никто не сделал. И теперь установить личность нашей коллеги нет никаких шансов, довоенный архив Кудеверского РОНО не сохранился, и где искать Кононову-Качанову, неизвестно.
Но вернёмся к церкви. В акте указано, что она взорвана на строительство дотов. Занимаясь поисковой работой на линии обороны немцев «Пантера», мы ни на одной огневой точке, траншеях, блиндажах пока не обнаружили хотя бы осколков церковного кирпича. Возможно, население растащило их на строительство печей, но это вопрос спорный.
Мы считаем, что церковь в с. Кудеверь была взорвана фашистами как ориентир для артиллеристов наступающей Красной Армии не в 1943 г., а в апреле 1944 г., т.е. когда линия фронта находилась в нескольких километрах от с. Кудеверь. К примеру, боевые позиции 63-й гвардейский артиллерийский полк 30-й гвардейской стрелковой дивизии 10-й гвардейской армии занимал в районе д. Верхнее Фофоново, находящейся на высоте 288,7 м (на 50 м ниже г. Лобно), откуда Кудеверь просматривается как на ладони, расстояние по прямой – 7 км (данные военного архива).
В 1943 же году линия фронта находилась в сотнях километрах от Кудевери, и церковь не представляла никакой опасности для немцев.
В с. Кудеверь мы нашли пожилых людей, которые слышали эхо от взрыва Кудеверского храма и хранят память об этом по сей день. По свидетельству Яковлева Анатолия Егоровича, бывшего узника фашистских лагерей, которому было в то время 13 лет, он с родителями жил в то время в д. Болотница, что в 5 км восточнее Кудевери. Весной 1944 г. немецкие войска стали занимать подготовленную заранее линию обороны «Пантера», в полосе которой находилась д. Болотница, в связи с чем жителей выселили. Семью Яковлевых временно разместили вместе с другими в Кудевери, в большом доме, расположенном в нескольких десятках метров от церкви (ныне на том месте находится дом Даниловых). В апреле 1944 г., вместе с другими подростками, из-за кустов, которые росли вдоль ограды церкви, Яковлев наблюдал следующее. Однажды в первой половине дня там появился чёрный легковой автомобиль, из которого вышли три немецких офицера в чёрных длинных плащах. Они стали внимательно рассматривать церковь, обратили внимание на купол, о чём-то разговаривали. Осмотрев храм, они поставили по его окружности в пяти точках у самых её стен веточки, после чего уехали. Через несколько часов во двор въехал крытый грузовик, и из его кузова стали разгружать бомбы. Эту работу выполняли не солдаты, а, по-видимому, пленные, которые были одеты в рабочую форму и говорили между собой на польском языке. Бомбы были такого размера, как нынешний газовый баллон. Их было пять. На местах, где стояли веточки, были вырыты ямы, в которые таковые разместили. Потом к каждой был прикреплён бикфордов шнур, выставлена охрана. В этот же день немцы предупредили всех, кто жил рядом с церковью, чтобы они к 12 часам ночи оставили свои дома, т.к. в это время храм будет уничтожен.
К 12 часам жильцы всех домов уже находились на горке у больницы, а дорога к центру села была перекрыта немецким патрулем. За несколько минут до взрыва люди услышали в районе церкви шум мотора мотоцикла, после чего прогремел мощный взрыв. Уже после войны у храма были обнаружены две неразорвавшиеся бомбы. По-видимому, немец-мотоциклист, опасаясь за свою жизнь, не успел поджечь бикфордовы шнуры у всех пяти бомб.
Обломки восточной стены церкви упали прямо на главную дорогу, перекрыв её. Немцы их сдвинули в болото (за домом Кондратьевых). Из Кудевери Яковлев А.С. был отправлен примерно через месяц после взрыва в концлагеря. Последним из них был концлагерь Дахау. О том, что данное событие произошло именно в апреле 1944 г., Яковлев готов подтвердить в любой властной инстанции.
Дату разрушения церкви в 1944 г. подтверждает также Фёдорова Клавдия Александровна, которая до войны проживала в д. Сукино (5 км юго-восточнее Кудевери). Семья её также была выселена в западном направлении к Опочецкому району. Размещалась она в сарае близ одной из деревень. В одну из ночей был слышен мощный взрыв в Кудевери, люди потом говорили, что это взорвали церковь. Фёдоровой К.А. было тогда 20 лет.
По моему мнению, решение о месте расположения храма должно опираться исключительно на традиции православия и практический опыт возрождения разрушенных храмов в России, и в Псковской области в частности. Хорошо бы ознакомиться с мнением специалистов по этому вопросу, а также помнить, что властными полномочиями государство в этой сфере не обладает, т.к. церковь отделена от него согласно Конституции РФ, принятой нами в 1993 году. Я же считаю, что убрать поруганный фашистскими варварами храм с того места, где он был возведён нашими предками - проявление недальновидности и неуважение к намоленному месту. Тут есть прямая духовная составляющая: только здесь, где когда-то обращались к Господу наши предки, мы будем ощущать их незримое присутствие, впитывать их энергетику, обогащая памятью о них.
Следует также помнить, что храм взорвать можно, но душу России - никогда. Она - вечна, и в этом наша вера и правда.
С. ЯСКОВЕЦ, командир ПО «Факел».